воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Особенности создания и подвижения блога программиста


Одной из главных особенностей профессии программиста является постоянная потребность в новой и актуальной информации. Основным источником такой информации в последнее время является профессиональное сообщество, представленное прежде всего в блогосфере. Как разработчики конкретных технологий, так и их активные пользователи и евангелисты (это слово никак не связано ни с Ветхим ни с Новым заветом, а обозначает просто проповедника, то есть сотрудника компании, которому платят за рекламу той или иной технологии) часто ведут профессиональные блоги, в которых делятся со своими читателями сроками выхода обновлений, особенностями решения каких-то вопросов и проблем, производят сравнение технологий, приводят статистику использования и в конце-концов просто делятся своим мнением. И, несмотря на то, что большинство программистов - интраверты, таких блогов с каждым днем становится все больше и больше. Предположим, что вы тоже хотите присоединиться к сообществу программистов-блоггеров. С целью помочь вам в этом и написана данная статья.


Прежде всего следует ответить на вопрос, а зачем оно надо? Зачем нужно тратить свое время, делиться знаниями, писать посты? Ну, во-первых, раз вы хотите создать такой блог, то какой-то ответ на данный вопрос у вас уже есть. Однако, давайте разберемся более тщательно.

В качестве основных причин ведения блога разработчиком можно выделить следующие (в порядке убывания приоритета для автора).

1. Заявить о себе. Не секрет, что одной из главных потребностей человека является желание, чтобы его уважали. Если ты - грамотный профессионал, знаешь то, чего не знают другие, умеешь при этом более-менее грамотно писать, то лучший способ заявить о себе - завести профессиональный блог.
Поверьте, это очень приятно, когда тебя читает 100, 200, 500, 1000 человек и более.

2. Помощь в освоении новых технологий. Дело в том, что ведение своего блога стимулирует освоение новых технологий, особенно тех, которые интересны, но на основной работе не используются. Все понимают, что рассказывать следует лишь о том, в чем разбираешься, поэтому прежде чем о чем-то писать, следует досконально разобраться. Так же во время написания статьи всегда обнаруживаются имеющиеся нестыковки и изьяны понимания, устранение которых приводит к более глубокому владению той или иной технологией.

3. Помощь в поиске работы. Давайте ответим на простой вопрос: кого при прочих равных возьмут на работу - человека про которого никогда не слышали или человека, блог которого постоянно читают? По-моему ответ очевиден (для придирчивых читателей: замените "возьмут на работу" на "пригласят на собеседование"). В последнее время наметилась тенденция искать в интернете информацию о каждом потенциальном сотруднике, поэтому, даже если ваш блог не читают - его обязательно найдут.

4. Реклама собственного проекта. Вы ведете блог о программировании, следовательно большинство ваших читателей тоже являются разработчиками. Если вы начинаете новый open-source проект, то у вас всегда будет аудитория, среди которой можно найти единомышленников. То же самое со
стартапом, однако там есть свои подводные камни.

5. Поиск новых интересных знакомств. Среди ваших читателей могут оказаться люди, которые опытнее вас и знакомство с которыми может быть очень полезным. Во-первых, возможно без оставленного таким человеком комментария вы бы о нем и не узнали. Во-вторых, если вы уже знаете этого человека и хотите задать ему вопрос, то гораздо больше вероятность получить ответ, если он вас тоже знает, хоть и заочно.

6. Некоторые компании поощряют блогеров, которые активно пишут про разработки этих компаний. Например, есть движение Microsoft MVP, которые получают различные бонусы от Софтверного Гиганта.

7. Просто получение помощи в виде ответов на вопросы. Предположим, вы пишите пост о том, как вы перешли на Linux и с какими проблемами при этом столкнулись. При этом того, как решить часть проблем вы не знаете. Не стесняйтесь попросить совета у ваших читателей, наверняка среди них есть более опытные в данном вопросе. Они обязательно вам помогут.

Итак, вы определились, что хотите вести блог, но вы не знаете о чем, для кого и как писать, а так же как продвигать написанное, т.е. как завлечь посетителей на ваш блог и превратить их в постоянных читателей.

Основной вопрос - это, конечно же, - о чем и для кого вести блог. Действительно, технологий, которые сегодня применяются для разработки программного обеспечения, очень и очень много, причем практически в каждой (например, Java) можно выделить несколько направлений (для той же Java: J2EE, Spring, OSGi, J2ME и т.д.), поэтому вопрос выбора стоит очень остро. Однако, главное правило всегда одно - блог стоит вести о том, что вам интересно.
Заметьте, никто не говорит, что нужно писать только о том, в чем вы - гуру. Что это значит? Это значит, что вы вполне можете вести блог о технологии, которую только начали изучать. Соответственно, вас будут читать те люди, которые тоже являются начинающими пользователями данной технологии. Возможно потом, кто-то захочет повторить ваш путь. Да и у вас самих появится дополнительный стимул изучать и разбираться.

Если вы - опытный разработчик, то можно писать мануалы для начинающих и не очень. Правда здесь есть одна проблема: вам придется конкурировать с книгами и уже кем-то написанными статьями. Впрочем, это не значит, что нельзя идти по этому пути. Если технология только-только появилась или по ней нет информации на русском языке, то у вас будут все преимущества первопроходца.

Еще одним вариантом является написание статей, раскрывающих малоизвестные особенности широкоизвестных технологий. Данный путь - широкий простор для применения собственного опыта. Практически везде можно найти моменты, которые вообще никак не документированы, поэтому люди, которым вы сэкономите массу времени, всегда будут вам благодарны.

Следует учитывать, что, хотя английский язык для программиста - это почти что латынь для врача, многие разработчики его не знают. Поэтому блоги, на которых публикуются переводы интересных статей, имеют вполне заслуженную популярность. Но, выбирая данный путь, стоит понимать, что
успех здесь зависит прежде всего от вашего знания иностранного языка и умения владеть письменной речью.

Понятно, что можно комбинировать, но делать это следует осторожно. Предположим, что у вас есть N подписчиков, которым интересны ваши статьи об особенностях технологий и M подписчиков - начинающих программистов. Если вы будете вести длинный цикл статей для начинающих, опытные
разработчики начнут от вас отписываться. Не потому что они такие злые и нехорошие, просто они ценят свое время.

Пару слов по поводу того, как писать. Естественно, во многом это определяется аудиторией и нельзя давать советы на все случаи жизни. Стоит лишь отметить, что не нужно частить. Т.е. не стоит писать более одного поста в день, а то и в два дня. Дело в том, что разработчики обычно подписаны на много блогов, а часто обновляемые ленты читать просто некогда. В итоге, часть ваших постов будет просто игнорироваться и оставаться без внимания. А если не видно разницы... Очень хорошо, если в ваших постах будет прослеживаться периодичность. Например, каждый
вторник вы публикуете 10 ссылок на самые интересные статьи, прочитанные вами за неделю. Или, если вы исследовали какую-то технологию и публикуете серию постов о ней с частотой, например, один пост в два дня.

Практика подтверждает, что в таких случаях будет значительный рост переходов по закладкам, т.е. у ваших читателей сформируются определенные ожидания. Ну и, наконец, если вы все напишите сегодня, то что вы будете писать завтра?

Теперь продвижение. Все понимают, что писать в дневник, который никто не читает - все равно, что писать в стол. Т.е. это будет не столько блогинг, сколько графоманство. Поэтому одна из основных задач блогера - привлечение посетителей. Откуда же взять посетителей блогу скромного (или наоборот, нескромного) разработчика.

Во-первых, это конечно же поисковые системы. Основной поток посетителей будет идти именно оттуда. Данный факт определяется спецификой целевой аудитории: зачастую программистам некогда целенаправленно читать блоги, но нужно решить конкретную проблему. Разумно перед процессом решения поискать, а может быть этот велосипед уже изобретен? Если вы будете писать интересные и полезные посты, то нашедшие ваш блог в поисковике возможно захотят поставить на вас ссылку. Чем больше на вас ссылок (естественно, с нужными ключевиками), тем выше вы будете в поиске.

Во-вторых, источники трафика на блоги - другие блоги. Нужно обязательно обмениваться ссылками в блогролле (иногда это называется "Соратники" или "Мои друзья", или "Я читаю"). Платформа bloggspot, например, предоставляет для этого замечательные виджеты - выводится название блога
(ссылка на блог) и последнее сообщение. Сортировка осуществляется по дате последнего сообщения. Еще одним интересным вариантом являются гостевые посты. Особенно хорошо работает обмен гостевыми постами с блогами, тематика которых немного, но отличается от вашей и аудитории незначительно пересекаются.

В-третьих, замечательный источник трафика - социальная сеть Хабрахабр. Данный ресурс имеет аудиторию во многие десятки тысяч посетителей, и, если ваш кросспост окажется на главной, он вполне может вызвать т.н. "Хабраэффект" - относительно большой временный объем трафика (у автора был прецедент: 3000 уникальных посетителей за 20 часов). Для регистрации на Хабре нужен инвайт, получить который
можно, обратившись к хабражителю, имеющему хорошую карму, или, написав интересную статью, которую опубликует ваш друг, имеющий хабра-аккаунт.

В-четвертых, неплохим источником трафика являются всевозможные агрегаторы. Агрегатор - это сервис, на который или в ручную, или через RSS добавляются ссылки на статьи. Если вы - Java-программист, то для вас подойдет англоязычный JavaBlogs или русскоязычный JavaFlow. Так же довольно популярен в рунете проект Progg.

В-пятых, источником трафика может стать сервис микроблогов twitter (кстати, вы не забыли подписаться на твиттер сурового челябинского программиста?). Правда работает это только если у вас есть несколько сотен активных фоловеров. Преимуществом здесь является еще и то, что ссылки на ниболее интересные ваши посты будут ретвитить, причем, возможно неоднократно. Судя по отзывам для блога сурового челябинского программиста данный способ продвижения работает. За идею спасибо Юрию Волкову.

После набора определенной критической массы в виде некоего трехзначного числа на счетчике подписчиков, ваша RSS-лента так же превратится в заметный источник трафика. Более того, ваши подписчики начнут ставить на вас ссылки в своих блогах, на тематических форумах и в агрегаторах.
Если вы пишите интересные посты и действительно являетесь гуру в своей области, то вы можете попасть в какой-нибудь обзор русскоязычных блогов данной тематики.

Социальные сети (например, Вконтакте) сложно назвать источником трафика, заслуживающим внимания. Впрочем, это в основном зависит от тематики блога. Если по вашей тематике есть хорошо раскрученная группа, то стоит попробовать там пообщаться и разместить ссылки на свой блог. Но, повторюсь, особого эффекта ожидать следует не всегда.

Нужно понимать, что русскоязычная аудитория ограничена и гораздо меньше, например, англоязычного сообщества разработчиков. Более того, нам недоступны некоторые популярные на Западе источники трафика, такие, как списки рассылки, конференции usenet и те же Google-группы (т.е. формально они нам конечно доступны, но популярность их в России оставляет желать лучшего). Но, с другой стороны, сообщество русскоязычных блоггеров довольно быстро растет как качественно, так и количественно. В то же время есть много тематик, про которые почти никто не пишет. Например, вбейте в Яндекс поиск по блогам (ЯППБ) "Clojure" или "OSGi", а между тем последнее - довольно популярная технология.

Если вы - программист, боевой разработчик или студент, то у вас всегда есть тематика в которой вы разбираетесь или планируете разобраться, а это значит, что у вас всегда есть о чем написать в блоге. Пытайтесь и все у вас получится.

UPD 28.02.2011: Я понимаю, что это очень характерно для западной блогосферы - кто более Капитан Очевидность - тот и более заслуженный звездун, но это не характерно для русского менталитета. Я писал "статьи" в стиле Капитана, теперь мне за них стыдно, хотя такие статьи приносят определенный трафик, часто гораздо больший, чем узкоспециализированные статьи. Прошу вас не увеличивать энтропию в рунете, ее и так хватает (см., например, "статьи" на Хабрахабре, описывающие в N+1 раз паттерны GoF). Лично для себя решил писать или о результатах каких-то исследований, конкретно o своей практике или, в крайнем случае, теорию, но о том, о чем на русском языке писать не принято.

UPD 14.04.2011: Интересный взгляд на вопрос "Зачем делиться знаниями" приведен в блоге Александра Бындю.

Понравилось сообщение - подпишитесь на блог или читайте меня в twitter

15 комментариев:

Yuriy Volkov комментирует...

по поводу источников траффика у меня примерно аналогичная статистика, лишь за тем исключением, что Хабром , агрегаторами и соцсетями я не пользовался. Сначала основным источником траффика были другие блоги, которые я читаю, потом добавились прямые ссылки и поисковики. Сейчас основное средство для достижения аудитории - RSS (я отдаю полный фид), на статистике четко видно, что количество кликов по ссылкам в фиде\просмотров фида гораздо больше чем посещений.

P.S. зря про твиттер не написал - про обновления в этом блоге, я, например, узнаю в первую очередь из твиттера, а уж потом из RSS, который менее оперативно апдейтится.

Pavel Samolisov комментирует...

Про твиттер, это наверное особенность моего блога: я слишком оперативно пишу твиты про новые посты. У других блогеров, в том числе и у тебя такого не замечал :))

Про полный фид... меня часто упрекали в том, что я не отдаю полный фид, но мне самому удобнее когда прогерский блог отдает часть фида: если тема интересна - можно перейти прочитать, если нет - не надо пролистывать портянку. Да и с подцветкой синтаксиса будут проблемы.

Yuriy Volkov комментирует...

Да нет, твиттер работает на ура, просто я забил в последнее время.

А по поводу фида - всегда можно отдавать больше одного фида - полный, короткий и комментарии, например (feeds.feedburner.com/blogname, feeds.feedburner.com/blogname/short, feeds.feedburner.com/blogname/comments)

Pavel Samolisov комментирует...

Да, разумно + можно настроить разные фиды по тегам, и подсчитывать какая тема скольким подписчикам интересна. Надо будет настроить.

Про твитер добавлю в татью спасибо за идею.

Yuriy Volkov комментирует...

по поводу фидов по тегам

Dieu комментирует...

для блог2твиттер можно юзать например http://hootsuite.com/

у меня вот вопрос как вы договариваетесь с блогирами?

Pavel Samolisov комментирует...

Если речь идет об обмене ссылками в блогролле, то договариваюсь лично или по электронной почте.

ignar комментирует...

Я тоже могу вам польстить :)
Тоже вас читаю.
Очень правильно про работу, самоудовлетворение и заявление о себе.

Pavel Samolisov комментирует...

Спасибо!

George комментирует...

К сожалению, профессиональные темы интересны гораздо меньшему количеству людей, чем общечеловеческие. Такой вывод можно сделать по количеству комментариев к Вашим нескольким последним постам. Пост про "Особенности создания и подвижения блога программиста" собрал уже 10 комментариев, а 2 последних про OSGi - по нулям.
Хотя, продвижение себя как брэнда путем создания площадки для общения профессионалов это верный путь.

Pavel Samolisov комментирует...

Я с вами целиком и полностью согласен. Достаточно посмотреть рейтинги постов на том же Хабре, в основном обсуждается и оценивается например использование кактусов вокруг компьютеров. Посты же посвященные непосредственно разработке (причем не для новичков, а описывающие сложные моменты тех или иных технологий) плюсов почти не набирают.

Например самый высокооцененый мой пост на Хабре - что такое LaTeX, хотя информации об этом в инете полно.

По поводу продвижения себя как бренда тоже согласен. К сожалению, блогспот не та платформа на которой удается продвигаться.

Ermak комментирует...

Спасибо за статью и ссылки на агрегаторы.

Pavel Samolisov комментирует...

Пользуйтесь :)

dpath комментирует...

Советы очень денльные. Только начинающему очень сложно этим всем заниматься - особенно twitterом (надо знакомиться с другими разработчиками, зарабатывать у них уважение, чтобы они уже тебя ретвиттили).

Думаю, вы забыли про кросспостинг в ЖЖ с немалой аудиторией людей, занимающихся программированием.

Pavel Samolisov комментирует...

Кросспостинг в ЖЖ может быть хорошей идеей, если удастся настроить подсветку синтаксиса в ЖЖ. Чтобы код выглядел красиво.

Можно даже не кросспостить, можно сразу в ЖЖ блог вести, хотя в последнее время Гугл активно работает и над социальностью в блоггере и над дизайном шаблонов.

Отправить комментарий

Любой Ваш комментарий важен для меня, однако, помните, что действует предмодерация. Давайте уважать друг друга!